Как связано общее и единичное

 

Эти категории являются наиболее простыми и в то как связано общее и единичное же время наиболее фундаментальными в выделœенной группе категорий, поскольку всœе категории представляют из себяобобщения, выражают общее.

Общее — то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов, единичное — присущее элементу класса, а особенное — подклассу. Химический элемент — общее понятие, отображающее признаки, присущие всœем простейшим химическим веществам, — химическую неделимость, реакционную способность, валентность, определœенные физические свойства. Водород, гелий и т.д. — единичные химические элементы. Металлы и неметаллы — особенное, подклассы элементов.

Различение единичного, особенного и общего относительно. Биологический вид выступает как общее по отношениям к особям, но как единичное по отношению к биологическому роду, который в свою очередь есть единичное по отношению к семейству и т.д.

Предельно общее, относящееся к бесконечному миру в целом, называют всœеобщим. При этом всœеобщим нередко обозначают и предельно общее в рамках данной области действительности. В последнем смысле понятие всœеобщего употребляется в ʼʼКапиталеʼʼ Маркса. Так, стоимостные отношения выступают как особенное в формациях, предшествующих капитализму. В последнем, приобретая всœеохватывающий характер (в материальном производстве, обмене и распределœении), они становятся всœеобщими. Деньги выступают в качестве всœеобщей формы стоимости, поскольку они выражают стоимость любых товаров.

В домарксистской и современной буржуазной философии существуют две крайности в истолковании общего и единичного. Для различных эмпирических течений характерна абсолютизация единичного и недооценка общего (номинализм, субъективный идеализм, позитивизм, махизм, неопозитивизм, экзистенциализм). Противоположная крайность — абсолютизация общего — связана с объективным идеализмом и религией. По Платону, общее (ʼʼидеиʼʼ) предшествует вещам и предопределяет их, в то время как материальное только единично и, следовательно, косно и пассивно. Такая трактовка общего целиком воспринята томизмом связано и неотомизмом. Бог любой религии — это общее, порождающее всœе единичное и особенное. Диалектику общего и единичного во многом правильно раскрыл Гегель, однако в конечном счете он так же абсолютизировал общее (логическую идею, субстанцию), поскольку идея в его философии производит всœе богатство единичного и особенного.

Серьезное затруднение, с которым встретилась уже античная философия, связано с вопросом, как существует общее. Существование единичных домов, людей и т. д. легко фиксируется наблюдением, однако никто не наблюдал ʼʼдома вообщеʼʼ, ʼʼчеловека вообщеʼʼ.

С позиций материалистической диалектики общее, особенное и единичное существуют одинаково реально, однако каждое из них обладает своим, специфическим способом существования. Реальный мир—это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью (в конечном счете — материальностью). Общее существует не рядом с единичным, а лишь в единичном, через единичное. ʼʼДом вообщеʼʼ существует не рядом с единичными домами, а в единичных домах.

ʼʼ...Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает всœе отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее...ʼʼ1.

Единичное (иногда его называют также отдельным) имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно единичное, или индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всœему классу данных единичных. Следует различать в связи с этим единичное в узком (собственно единичное, индивидуальное) и в широком смыслах.

Понятие единичного имеет ряд значений и в другом аспекте, которые нельзя смешивать, не делая грубых ошибок. Единичное может обозначать единичное вообще (принадлежащее данному классу), данное отдельное единичное, всю массу единичных данного класса вещей, явлений или процессов. Общее выступает в различных отношениях к единичному, взятому в различных аспектах.

В массе единичных данного класса общее играет определяющую, главенствующую роль по отношению к собственно единичным, поскольку, к примеру, в человеке наиболее существенным является то, что он человек, или общечеловеческое, а не то, каков его возраст, пол, положение и т. д. Общее выступает как определяющее, главенствующее также по отношению к каждому данному единичному, ибо, к примеру, жизнь одного данного человека несомненно менее значима, чем жизнь всœего человечества. При этом, фиксируя примат общего перед единичным в изложенных аспектах, легко соскользнуть на позиции абсолютизации общего. Исключить такую абсолютизацию возможно, в случае если общее не отвлекается чрезмерно от единичных, рассматривается только как общее единичных, всœей массы единичных. Совершенно ошибочно было бы полагать, что общее главенствует над массой единичных, ибо общее является содержанием массы единичных, входит в состав всœех единичных.

Диалектико-материалистическое понимание общего и единичного, в их различных планах и отношениях, лежит в базе научной концепции общества как сложной совокупности, или коллектива, индивидов. По Марксу, общество — не общество ʼʼвообщеʼʼ, а общество индивидов, включающее в себя всœе общее (ʼʼобщество вообщеʼʼ).

Нетрудно заметить, что в сопоставлении различных аспектов общего и единичного просвечивают и другие категории диалектики (к примеру целого), вне связи с которым общее и единичное не бывают поняты.

Диалектика придает весьма важное значение проблеме собственно единичного, или индивидуального. Существуя в неразрывной связи с общим, индивидуальность каждого единичного, каждого отдельного бытия является крайне важно й стороной или элементом действительности, обладает своим специфическим содержанием и значимостью. Процесс развития материи в значительной мере есть процесс индивидуализации бытия, что дает ключ к пониманию человеческой сущности и смысла человеческого существования. Всесторонний учет индивидуального включен в связи с этим в Марксову концепцию общества и коммунизма, согласно которой целью последнего является свободное развитие каждого индивида. Существует ли, однако, абсолютная индивидуальность и неповторимость, не включенная ни в одну общность? К проблеме индивидуальности мы еще вернемся в курсе социальной философии.

В теории весьма важное место занимают понятия абстрактно-всœеобщего и конкретно-всœеобщего. Впервые они были введены Гегелœем, в чем проявилась большая диалектическая проницательность великого философа. На базе материализма эти категории были широко использованы марксизмом, в особенности в ʼʼКапиталеʼʼ Маркса. Абстрактно-всœеобщее — это всœеобщее (или общее), максимально отвлеченное от особенного и единичного, или, иначе, только всœеобщее, ʼʼне замутненноеʼʼ никакой ʼʼпримесьюʼʼ особенного и единичного. Выступая крайне важно й ступенью познания, такое понимание всœеобщего оказывается совершенно недостаточным и приводит к омертвлению понятия, неспособно схватить действительность в ее развитии. Конкретно-всœеобщее — это единство абстрактно-всœеобщего, т. е. общих черт вещей, и обобщенного, сокращенного описания всœего богатства особенного и единичного. Иными словами, конкретно-всœеобщее — это всœеобщее, учитывающее всœе многообразие (или основное многообразие) особенного и единичного. Благодаря связи с особенным и единичным всœеобщее (общее), оставаясь в абстрактных пределах одним и тем же, наполняется всœе более сложным содержанием. Всеобщее (общее), таким образом, находится в развитии.

Категории общего, особенного и единичного — важнейшие опорные смысловые узлы человеческого познания и практической деятельности. Глубокий учет диалектики этих категорий необходим для решения крупных проблем познания и практической деятельности. К числу наиболее острых из этих проблем в настоящее время следует отнести проблему общечеловеческого и индивидуального, общественного и индивидуального, общечеловеческого и классового, интернационального и национального, общих и специфических закономерностей развития общества. Наука имеет своим предметом прежде всœего общее, однако такое общее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ действительно можно вывести из единичных фактов.


Источник: http://referatwork.ru/category/logika/view/134621_obschee_osobennoe_i_edinichnoe

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ЕДИНИЧНОЕ и ОБЩЕЕ - это. Что такое ЕДИНИЧНОЕ и ОБЩЕЕ? Вышивка бисером известна еще

Как связано общее и единичное Единичное и общее с позиций диалектики - Философия
Как связано общее и единичное Единичное, особенное и общее Рабочий путь
Как связано общее и единичное Единичное, особенное, общее. МегаЛекции
Как связано общее и единичное 5.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕДИНИЧНОГБЩЕГО - t
Как связано общее и единичное Общее, особенное и единичное
Как связано общее и единичное Единичное, особенное, общее
Как связано общее и единичное Общее и единичное
Как связано общее и единичное 4. Рекуррентные соотношения и производящие функции
Как связано общее и единичное «Февральская революция: что это было?» / Православие. Ru
Вальдорфская кукла размеры выкройки Вязание шапок и панамки для детей крючком - подборки, модели Как вышить тюльпаны лентами? Как нарисовать войну карандашом поэтапно? - Полезная информация для всех Как рисовать брови тенями: пошаговый макияж - Olga Blik Мастер вышивки лентами

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ