Поэтапная инстанция

инстанция Дрбоян А.Г.

Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Введение.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что характер человека с совокупностью его черт и особенностей занимает важное место во всей нашей как деятельности, так и жизни. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервным напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм психических расстройств.

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. Так проявление отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости.

Так как ведущим видом деятельности в подростковом возрасте ( по Эльконину) является интимно-личностное общение, то проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Исходя из этого утверждения, многие психологи едино признают важность общения в формировании личности в подростковом возрасте. Психологами установлен интересный факт, что подростки проводят в общении около 1/3 своего времени, когда они бодрствуют, то есть тратят на такое общение больше времени, чем на все остальные формы досуга, вместе взятые (чтение, спорт, телевизор, компьютер и т.п.). Однако развита потребность в общении у подростков по-разному. У одних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объём контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. А это в свою очередь зависит от самого человека, потому что одним общаться легко, а для других каждый контакт, особенно с новым человеком, подобен решению трудной математической задачи.

Такие отечественные и зарубежные психологи как А. А. Бодалева, В. С. Мухина, И. В. Дубровина, А. А. Реан, И. С. Кон, Э. Эриксон и многие другие выдвигают различные психологические подходы к проблеме общения в подростковом возрасте, в частности. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий. Авторы едины в одном - общение в подростковом необходимо, оно может воздействовать на характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, изменять их и перестраивать.

Целью исследования является изучение психологической и психодиагностической литературы для выявления взаимосвязи особенностей проявления характера в ведущем виде деятельности подростка.

Объектом данного экспериментального исследования является характер подростка во взаимосвязи с ведущим видом деятельности.

Предметом исследования являются особенности проявления характера в подростковом возрасте.

Гипотеза данного исследования: успешное овладение ведущим видом деятельности подросткового возраста зависит от типа акцентуации характера.

Методы исследования: для решения поставленной проблемы использовался теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучению проблемы; психодиагностические методы (тест-опросник «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский), тест-опросник Шмишека для определения типа акцентуации характера в подростковом возрасте ) ; наблюдение и беседа.

В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Раскрыть общее понятие о характере;

  2. Охарактеризовать интимно-личностное общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте;

  3. Изучить влияние акцентуации характера на освоение ведущего вида деятельности подростка.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды учёных в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, библиографический список, приложение.

Глава І. Теоретические основы изучения особенностей проявления характера в подростковом возрасте.

  1.  
    1. Общее понятие о характере, его структура.

Люди различаются не только по внешним данным, но и по психическому складу, манере поведения, отношениям, которые их связывают с миром других людей и предметов. Для каждого человека характерны своеобразие психики и личности, неповторимость. В этом проявляется индивидуальность человека. Характер — одна из главных составляющих индивидуальности.

Cлово «характер» широко используется в жизни, в литературе. При взаимодействии с другими людьми каждый человек проявляет свой характер и оценивает его у других. Общеприняты такие определения характера, как «хороший», «плохой», «тяжелый», «легкий». Люди с разными характерами по-разному ведут себя в схожих обстоятельствах, по-разному реагируют и переживают. Если мы знаем характер другого человека, то можем лучше понять его действия, выбрать оптимальный стиль общения с ним, предвидеть его поведение в тех или иных ситуациях.

Формирование первых научных представлений о характере относится к давним временам и связано с именем Аристотеля, который описал различия в нравах и образах мыслей у разных людей. Его ученик древнегреческий философ Теофраст систематизировал эти различия и выделил 30 черт, по которым можно судить о типе человека, например льстец, притворщик, болтун. Oн же ввел в научный обиход и сам термин «характер» (греч. charakter— черта, чеканка).

Русский врач и психолог А.Ф. Лазурский (1874—1917), считавший изучение личности и характера одной из главных задач психологии, создал характерологию — раздел психологической науки о сущности, строении, типах и развитии характера В настоящее время характер как целостное личностное образование изучается в дифференциальной психологии, предметом которой являются индивидуально-психологические различия между людьми. Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

В отличие от темперамента, зависящего от врожденных, анатомо- физиологических особенностей, и прежде всего от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания.

К.К. Платонов определил три основные особенности черт характера:

  • они должны быть достаточно выраженными,

  • тесно взаимосвязанными с другими чертами,

  • систематически проявляться в различных видах деятельности.

Понятия «черты личности» и «черты характера» часто употребляются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое образование шире, чем характер, который является лишь одной из ее подструктур. Центральным звеном личности служит потребностно-мотивационная сфера. Доминирующие мотивы, ценности и цели определяют направленность личности. В структуру черт личности входят свойства, характеризующие ее направленность. Ради главных ценностей человек может проявлять разные черты своего характера или изменять их. В этом смысле личность — более высокая инстанция, чем характер.

Жизненный путь людей, отношения, в которые они вступают, условия воспитания характеризуются своеобразием. Также различны и природные предпосылки развития индивидуальности, поэтому у каждого человека формируется свойственная только ему неповторимая совокупность черт и проявлений характера. Однако наряду с индивидуальными особенностями характеру каждого человека присущи и черты, общие с другими людьми. Это связано с тем, что схожие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют типические черты характера. Если раньше многим людям в нашей стране были свойственны послушность, дисциплинированность, пассивность, то сейчас значительно чаще встречаются люди самостоятельные, независимые, инициативные. Кроме того, каждый член общества является также членом других конкретных групп — семьи, учебной группы, производственного коллектива, различных неформальных общностей. Каждая из них также оказывает свое специфическое влияние на характер человека. Сущность характера заключается в единстве индивидуального и типического.

Характерообразующими являются не все отношения. Но первую очередь это отношения к обществу и другим людям, к труду, самому себе, вещам. В настоящее время описано более двух тысяч черт, которые связаны между собой и образуют структуру характера — устойчивые группы черт, отражающих разнообразные типы отношений человека к действительности.

Отношения к обществу и другим людям формируют нравственные черты характера. Гуманность, честность, принципиальность, справедливость характеризуют высокий уровень нравственного развития. Эгоизм, беспринципность, злобный нрав, лживость, напротив, говорят о моральном несовершенстве характера. В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость. Люди, которым присущи такие черты, более эффективно общаются в самых разных ситуациях. Они успешнее преодолевают психологические барьеры в общении, вызываемые социально-культурными различиями, или возникающие по ходу общения негативные чувства, например недоверие, зависть, неприязнь.

Нравственные и коммуникативные черты характера являются профессионально значимыми качествами человека. Так например, развитие профессионально значимых черт характера столь же важно для учителя, как овладение им предметными знаниями и педагогическими умениями.

В системе отношений человека к труду формируются трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность. Учение тоже можно рассматривать как особый вид труда — учебного. И труд, и учение связаны с преодолением препятствий и требуют развития волевых черт характера — целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, терпеливости. Эти черты характера важны для достижения трудных целей в любом виде деятельности. Противоположные качества — лень, безответственность, недисциплинированность, несобранность — дезорганизуют деятельность, не позволяют человеку ставить и решать важные для него учебные или профессиональные задачи.

Отношение к себе формируется в структуре самосознания человека как его когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. С раннего детства и в течение всей жизни окружающие люди определенным образом относятся к ребенку, оценивают его действия и поступки. Эти отношения интериоризуются и становятся внутренними психическими отношениями человека к самому себе, чертами его характера. В зависимости от преобладающих типов отношений в характере формируются скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность, чувство собственного достоинства или ощущение своей неполноценности.

Немаловажными для человека являются и его отношения к вещам. Ребенок с рождения пользуется самыми разнообразными вещами, созданными трудом других людей. Чем старше он становится, тем больше у него возникает потребностей в различных вещах.

В характере каждого человека есть и положительные, и отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным. Иногда достаточно сложно бывает определить ту или иную черту как положительную или отрицательную ввиду существования внутри каждого свойства множества граней и оттенков. Так, бережливость может доходить до скупости, аккуратность — до педантичности.

Различные черты характера могут быть выражены у человека в разной степени. Отдельные черты бывают настолько резко и чрезмерно выражены, что начинают препятствовать его адаптации в обществе и личностному развитию. Черты характера, резко выраженные, представляющие собой крайние варианты нормы, называются акцентуациями, а черты, отходящие от нормы, — психопатиями. П.Б. Ганнушкин выделил три критерия, по которым их можно дифференцировать: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация.

Тотальность заключается в том, что психопатии проявляются всегда и везде независимо от конкретных условий, от вреда, который это может принести самому человеку или другим людям. Стабильность — в том, что они проявляются в течение многих лет, иногда всей жизни. У человека постоянно возникают трудности при взаимодействии с другими людьми — ив семье, и в учебе и на работе, что говорит о социальной дезадаптации. Тотальность, стабильность и социальная дезадаптация при акцентуациях характера также имеют место, но в меньшей степени и легче поддаются коррекции. Люди, в структуре характера которых присутствуют акцентуации, требуют к себе особого дифференцированного отношения с учетом их типа и степени выраженности. [1]

  1.  
    1. Интимно-личностное общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

Oбщение со сверстниками для подростка - важный фактор психического развития в подростковом возрасте, необходимое условие для становления личности человека, также в социальном плане.

Pазвитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в млaденчестве, дошкольном и подростковом возрастах. Tак на разные возрастные этапы имеется свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игровая дeятельность, в ходе которой ребенок оcваивает отношения между людьми, в подpocтковом возрасте – дaльнейшее ocвоение взaимоотношeний между людьми, но уже на более высоком, т.е. интимно-личностном уровне. [7]

По вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

1. Oбщение принимaет cтатус вeдущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу». [8]

Bсе иccледователи псиxологии подросткового возраста, так или иначе, cходятся в признании того oгрoмнoгo значeния, кoторое имеет для подростков общения со сверстниками, пoэтому одной из главных тeнденций подросткового возраста является пeрeopиентация oбщения с poдителей, yчителей и вooбще cтарших на ровесников, бoлее или менeepaвных по пoложению.

Пoтребность в oбщении со свeрстниками, кoтopых не мoгут зaменить родители, вoзникает oчень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дoшкольников oтсутствие oбщества cвeрcтникoв отрицательно cказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Пoведение жe пoдростков по самой сyти своей являeтся кoллективно-грyпповым.

Oбщение со сверстниками, как интимно-личностное, так и групповое, становится необходимостью. B связи с этим подросток стремиться:

  • Устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими.

  • Знакомиться с новыми, интересными людьми.

  • Быть принятым и признанным в социальных группах.

  • Устанавливать гетеросексуальные контакты.

  • Принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом.

  • Осваивать поведение, характерное для своего пола.

Oсобенно ощутимой у подростков становиться потребность в друзьях.B подростковом возрасте близкие друзья, как правило, ровесники и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной среде. Oни похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Подросток cтремиться иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Oбычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Oни делятся не только своими секретами и планами, нo также чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.

Oбщение со сверстниками является практикой по овладению новыми способами социального взаимодействия в коллективе, которые основаны на нормах морали взрослых.

Зaинтeресованность подростка в уважении и признание сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.

В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях.

Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым. Отсутствие или ограниченность таких контактов заставляют подростков переживать мучительное чувство одиночества. Молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, они ощущают неуверенность в собственных силах. [9]

Проблемы в общенииу подростков, по мнению В.М. Минаевой, возникают по ряду причин:

  • трудности в выборе адекватного поведения с окружающими;

  • заниженная самооценка;

  • болезненная реакция на критику;

  • страх быть отвергнутым;

  • повышенная робость и застенчивость;

  • частое пребывание в состоянии подавленности и тревоги;

  • недоверие к окружающим.

Д. Элкинд отметил в общении подростков ряд особенностей:

- Будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (и как следствие этого - застенчивость).

- Преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. [11]

Пcихологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для нeго важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Bходить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Kроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. [14]

Таким образом, общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта.

  1.  
    1. Влияние акцентуации характера на освоение ведущего вида деятельности в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии некоторых факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но с возрастом компенсируются, сглаживаются жизненным опытом. Это позволяет нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [2]. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Oсновных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.

По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1.Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Подростки подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Из отталкивающих черт: легкомыслие, склонностью к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство, недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям.

2.Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие подростки являются обычно домоседами, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они располагают следующими привлекательными чертами: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отталкивающими чертами же являются: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3.Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие подростки являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми.

4.Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко в конфликтах такие подростки являются активной, провоцирующей стороной. В эмоционально спокойном состоянии: добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. В состоянии эмоционального возбуждения: раздражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.

5.Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой подросток обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле. Для данного типа характерна совокупность противоречивых черт: особая чувствительность к социальной справедливости, обидчивость, уязвимость, подозрительность, мстительность, честолюбие и т.д.

6.Педантичный тип. Подросток с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

7.Тревожный тип. Детям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.

8.Эмотивный тип. Эти подростки предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9.Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Они обладают следующими привлекательными чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10.Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие подростки часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличаются высокой контактностью, словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Располагают следующими привлекательными чертами: готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Для таких детей характерна очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией.

1.Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Они имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2.Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно.

3.Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах.

4.Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5.Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые.

Такой ребёнок разборчив в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживает большую привязанность в дружбе, обожает друзей, которые старше его по возрасту.

6.Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле.

7.Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, однако их внутренний мир наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

8.Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.

9.Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников.

10.Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности.

11.Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все». [2]

Акцентуация характера, а точнее особенности отдельного типа присущие индивидуально каждому человеку оказывают огромное влияние на жизнь человека, в частности подростка. От того насколько у ребенка активно проявляются те или иные черты характера зависит его положение среди сверстников, а в дальнейшем и его положение в социуме в целом. Особенно остро и явно это проявляется в подростковом периоде, когда ребенок начинает активно осваивать ведущий вид деятельности своего возраста, т.е. интимно-личностное общение. И очень важно в этот момент обращать внимание насколько эффективно ему это удается. Ведь какое бы протестное положение не занимал ребенок в этот период необходимо помочь ему в решении данной проблемы, если не советом, то хотя бы созданием соответствующей нейтральной ситуации, в которой ему было бы легче осознать себя. Пройти через процесс самосознания и стремления к взрослости через установление правильного контакта в общении.

Для этого, рассмотрев различные классификации характеров, в частности Личко, Мы может соотнести сильные и слабые черты характера в соответствии типом акцентуации с последующим выделение «места наименьшего сопротивления», учет которых может в дальнейшем стать одним их аспектов в помощи подростку:

Тип акцентуаций

Сильные стороны характера

Слабые стороны характера

"Место наименьшего сопротивления"

Гипертимный

Активность, выносливость, общительность, находчивость в стрессовых ситуациях.

Тенденция разбрасываться и не доводить начатое дело до конца, легкомыслие.

Ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов со сверстниками. Одиночество, монотонная работа, жесткий контроль.

Демонстративный

Артистизм, интуиция, способность заражать окружающих силой собственных чувств.

Фантазирование, притворство, лживость, тщеславие, "бегство в болезнь".

Ситуации, в которых на подростка не обращают внимания или низвергают с "пьедестала"

Психастенический

Заботливость, способность брать на себя ответственность, способность концентрироваться на деталях.

Мнительность, нерешительность, сомнения, тенденция к образованию ритуальных действий.

Ситуация, требующая принятия решения, оперативных действий.

Застревающий

Упорство в достижении целей, выносливость, стрессоустойчивость.

Повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, высокая конфликтность.

Ситуации, в которых на авторитет подростка покушается более сильный лидер.

Лабильный

Мягкость, способность к переживанию, развитое чувство благодарности.

Резкая смена настроения в зависимости от ситуации.

Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, отсутствие теплых эмоциональных отношений.

Сенситивный

"Тонкокожесть", острое нравственное зрение, ориентация на истинные чувства людей.

Повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.

Обвинения подростка в предательстве, стукачестве, вранье. публичные указания на его недостатки.

Шизоидный

"Холодный ум", глубокое знание того, чем интересуется, способность долго работать в одиночестве.

Отгороженность, замкнутость, трудности в установлении эмоциональных контактов.

Ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать контакты со многими людьми и оперативно принимать решения.

Конформный

Преданность к группе, консерватизм, стремление к устойчивости и стабильности.

Чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Ситуации смены стереотипов. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано группой.

Неустойчивый

Умение легко устанавливать контакты, получать от жизни яркие впечатления ежедневно, не переутомляться.

Склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний.

Ситуация бесконтрольности: отсутствие перспективы внешнего наказания за проступки.

Kаждый из типов характера, имеет свое специфическое "место наименьшего сопротивления", т.е. такие особенности в характере подростка, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным к определенным cитуациям или условиям. Эти специфические черты проявляются лишь в определенных ситуациях для различных характеров, отличающихся друг от друга. Часто в семье и в школе родители, сверстники и педагоги, не учитывая "тoчки наименьшего сопротивления" невольно из лучших побуждений создают своим поведением условия, в которых он испытывает раздражение, депрессию, страдает и протестует. Другие же подростки в этих же условиях не испытывают потребности протестовать и прекрасно себя чувствуют.

Oсознание ocoбенностей своего характера, специфические черты которого, проявляются лишь в определенных ситуациях для различных характеров, отличающихся друг от друга, дает подростку хорошую возможность для развития своих творческих и интеллектуальных способностей, адекватный выбор профессии. Пoлное принятие своего Я, обретение адекватной самооценки, т.е. другими словами формирование эмоциональной зрелости, способствует выстраиванию конструктивных отношений с окружающими его сверстниками, педагогами и родителями.

Вывод:

Таким образом, люди различаются не только по внешним данным, но и по психическому складу, манере поведения, отношениям, которые их связывают с миром других людей и предметов. Для каждого человека характерны своеобразие психики и личности, неповторимость. В этом проявляется индивидуальность человека. Характер — одна из главных составляющих индивидуальности. Различные черты характера могут быть выражены у человека в разной степени. В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость. Люди, которым присущи такие черты, более эффективно общаются в самых разных ситуациях.Pазвитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и очень важно знать особенности данного возраста. Так как общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Также в подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, могут наступать временные нарушения, отклонения в поведении. Что позволяет нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера». Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Глава II. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования по выявлению особенностей проявления характера в подростковом возрасте.

2.1. Организация, методы и методики исследования:

В рамках данного исследования мы попытались раскрыть и рассмотреть всевозможные теоретические, методологические и практические аспекты вопроса о характере в подростковом возрасте, проанализировав и изучив все его особенности проявления в связи с освоением ведущего вида деятельности подростка - интимно-личностного общения.

Цель опытно-экспериментальной работы: апробация технологий, используемых для выявления особенностей проявления характера в подростковом возрасте.

При изучении данного вопроса было очень важно рассмотреть особенности подросткового возраста, а также акцентуацию характера. И самое главное то, как все это во взаимосвязи влияет на интимно-личностное общение подростка.

Свое опытно – экспериментальное исследование мы проводили на базе Муниципального Общеобразовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы №1Краснодарского края, Северского района, станицы Азовской. Директор МОУ СОШ №1, Байкова Алевтина Васильевна. Опытно - экспериментальная группа включает учащихся 9«А», классный руководитель - Алышева Елена Александровна. В экспериментальную группу входит 13 человек.

Практическая часть нашего исследования состоит из двух основополагающих методик, описанных ниже.

Исследование мы начали с теста-опросника «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский). [18]

Тест оценки уровня общительности дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Он состоит из 16 вопросов. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет». На ответы дается время от 5 до 8 минут. Оценка ответов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.

Уровень общительности определяется в зависимости от набранных баллов. Баллы суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Далее мы использовали тест-опросник Шмишека [17] для определения типа акцентуации характера в подростковом возрасте.

В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации – это «заострение» некоторых присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Леонгард различает акцентуированные свойства характера и темперамента.

Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет». При подсчете баллов для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это число указано в ключе к методике. Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации является величина, превосходящая 12 баллов. Другие же, на основании практического применения опросника, считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

2.2. Анализ результатов исследования:

В ходе проведения опытно - экспериментального исследования особенностей проявления характера в подростковом возрасте на базе Муниципального Общеобразовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы №1 Краснодарского края, Северского района, станицы Азовской. Нами была проведена комплексная поэтапная работы, в ходе которой применялись различные диагностические методики.

По результатам проведения исследования на первом этапе все полученные данные были сведены в таблицы соответственно использованным методика.

Таблица №1: «Определение уровня общительности».

Испытуемый

Количество баллов

Уровень

общительности

1

Евгений М.

5

Высокий

2

Дмитрий Р.

6

Высокий

3

Валерия П.

8

Высокий

4

Ксения Б.

8

Высокий

5

Анна Е.

9

Выше среднего

6

Евгения П.

9

Выше среднего

7

Денис С.

10

Выше среднего

8

Анна М.

12

Выше среднего

9

Николай С.

12

Выше среднего

10

Анна С.

13

Выше среднего

11

Никита А.

13

Выше среднего

12

Василий Ж.

14

Средний

13

Александра С.

17

Средний

Средний уровень общительности был выявлен у двух испытуемых. Их отличает нормальная любознательность и заинтересованность в собеседнике. В общении с окружающими они терпеливы, без вспыльчивости могут отстоять свою точку зрения. Охотно знакомятся с новыми людьми, но в то же время не любят шумных компаний, многословие может вызывать у них раздражение.

У семи испытуемых выявлен уровень выше среднего. Такие подростки общительны иногда сверх меры. Они любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, быть в центре внимания, охотно знакомятся с новыми людьми. Никому не откажут в просьбе, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, раздражают окружающих своей вспыльчивостью, но быстро отходят. Таким подросткам не хватает усидчивости, терпения и настойчивости при столкновении с препятствием, при желании, однако могут проявить упорство в достижении цели.

Четыре испытуемых имеют высокий уровне общительности. Подростки, показавшие такой уровень, отличаются разговорчивостью, везде чувствуют себя, как дома, любят принимать участие в дискуссиях, охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нём отдалённое представление. Если потребуется более серьёзное изучение темы то, это может вызвать хандру и даже мигрень. Они берутся за любое дело, но не всегда могут довести его до конца. По этой причине учителя и товарищи относятся к ним с осторожностью и где-то даже с сомнением.

Таблица №2: «Тип акцентуации».

Тип акцентуации

Кол-во совпадений

1

Педантичный

-

2

Гипертимный

5

3

Циклотимный

2

4

Тревожный

2

5

Эмотивный

3

6

Застревающий

-

7

Возбудимый

-

8

Демонстративный

1

9

Экзальтированный

2

10

Дистимический

1

После интерпретации теста-опросника по определению типа акцентуации, проанализировав полученные данные следует отметить, что у троих испытуемых был выявлен смешанный тип акцентуации: сочетание гипертимного с экзальтированным, гипертимного с демонстративным и сочетание экзальтированного с циклотимным.

Таблица №3: «Сопоставление уровня общительности и типа акцентуации».

Испытуемый

Тип акцентуации

Уровень общительности

1

Валерия П.

Гипертимный

Высокий

2

Дмитрий Р.

Гипертимный

Высокий

3

Евгений М.

Демонстративный

Гипертимный

Высокий

4

Ксения Б.

Гипертимный

Высокий

5

Анна Е.

Эмотивный

Выше среднего

6

Анна М.

Экзальтированный Циклотимный

Выше среднего

7

Анна С.

Экзальтированный Гипертимный

Выше среднего

8

Денис С.

Эмотивный

Выше среднего

9

Евгения П.

Эмотивнй

Выше среднего

10

Николай С.

Тревожный

Выше среднего

11

Никита А.

Циклотимный

Выше среднего

12

Александра А.

Тревожный

Средний

13

Василий Ж.

Дистимический

Средний

Сравнив результаты сводной таблицы видно, что в первых четырех вариантах тип акцентуации в полной мере соответствует уровню общительности. Во всех остальных случаях на наш взгляд особенность в сопоставлений и некоторых противоречий зависит от ситуации.

Таким образом, по итогам опытно-экспериментального исследования, основанного на выявлении особенностей проявления характера в подростковом возрасте, изучении результатов можно сделать вывод о влиянии акцентуации на характер, а именно на общение. Успешное и правильное природное сочетание акцентуированных черт характера с определенным уровнем общительности в основной степени влияют на освоение подростком интимно-личностного общения. Так как оно является ведущим видом деятельности данного возраста и своеобразным связующим звеном в дальнейшем развитии и становлении личности подростка, необходимо вовремя обращать внимание на особенности нашего характера, изучая и корректируя его, пока это возможно.

Заключение.

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Особенности проявления характера в подростковом возрасте» нами были реализованы все поставленные задачи, а именно - раскрыто общее понятие о характере; охарактеризовано интимно-личностное общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте; изучено влияние акцентуации характера на освоение ведущего вида деятельности подростка.

Люди различаются не только по внешним данным, но и по психическому складу, манере поведения, отношениям, которые их связывают с миром других людей и предметов. Для каждого человека характерны своеобразие психики и личности, неповторимость. В этом проявляется индивидуальность человека. Характер — одна из главных составляющих индивидуальности. Различные черты характера могут быть выражены у человека в разной степени. В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость. Люди, которым присущи такие черты, более эффективно общаются в самых разных ситуациях. Pазвитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и очень важно знать особенности данного возраста. Так как общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Также в подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, могут наступать временные нарушения, отклонения в поведении. Что позволяет нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера». Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Рассмотрев все стороны и вопросы данной темы, в исследовании был сформулирован следующий вывод: у испытуемых с определенным типом акцентуации характера наблюдается за несколькими исключениями, свойственный именно данному типу уровень общительности. Что указывает на взаимосвязь уровня общительности не только с ведущим видом деятельности подросткового возраста, но и с определенными типами акцентуаций.

На наш взгляд, полученные результаты исследования позволяют считать задачи данной работы решенными и подтверждают гипотезу о взаимозависимости акцентуации и успешного овладения ведущего вида деятельности подросткового возраста- интимно-личностного общения.

Список использованной литературы

Монографии, учебники, учебные пособия

1.Психология: Учебник для педвузов / под ред. Б.А. Сосновского – М., 2005г.

2.Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.,2010г.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. - М., 2006г.

  1. 4.Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - М., 2001г.

5.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – Спб., 2009г.

6.Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка- М., 2002г.

7.Прихожан А.М., Толстых А.В. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990г.

8.Фельдштейн Д.И. Вопросы психологии, 1980г.

9.Коваленко С.В. Психология обучения – 2007г.

  1. 10.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти - СПб., 2002г.

11.Психология подростка: Учебник/ под ред. А.А. Реана – СПб.,2006г.

  1. 12.Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1999г.

  2. 13.Психология подростков и юношеского возраста. - СПб., 2000г.

14.Кулагина С.В. Возрастная психология – М., 2009г.

  1. 15.Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 2000г.

  2. 16.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000г.

17.Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко – Спб.,2006г.

18. Основы психологии. Практикум/ под ред. Л.Д. Столяренко – Ростов, 2000г.

19.Котова И.Б., Канаркевич О.С. Психология: Учебное пособие. – М.,2008г.

Материалы периодической печати

20.Статья «Характер подростка»

21. Статья «Ведущая деятельность в подростковом возрасте» : Рубрика: Возрастная психология.

22.Питер Блос "Психоанализ подросткового возраста", 2010г.

Ссылки на сайты:

23. http://psyera.ru/4742/vedushchaya-deyatelnost-v-podrostkovom-vozraste

24. http://psyera.ru/ База психологического знания.

25. http://www.b17.ru/article/2764/

Приложение.

Тест-опросник «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховского).

Оценка ответов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.

1.Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3.Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4.Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7.Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12.Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

15.Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Классификатор теста:

30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Тест-опросник Шмишека на определение акцентуации характера (детский вариант).

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда без всяких причин ты на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты придумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?

20. Бывает ли у тебя беспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе стрелять из рогатки в кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли тебе весело или грустно без причины?

29. Ты – один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41, Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями так, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты, даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты себя чувствуешь с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли читать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе не хочется ни с кем говорить?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене.

«Ключ» При совпадении ответа на вопрос с «ключом», ответу присваивается один балл.

1. Гипертимность / гипертимный тип. «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на три.

2. Тревожность / тревожно-боязливый тип. «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

«—»: 5. Сумму ответов умножить на три.

3. Дистимность / дистимический тип. «+»: 9, 21, 44, 75, 87. «—»: 30, 53, 65. Сумму ответов умножить на три.

4. Педантичность / педантичный тип. «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. «—»: 36. Сумму ответов умножить на два.

5. Возбудимость/ возбудимый тип. «+»: 8, 20, 31, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на три.

6. Эмотивность/эмотивный тип. «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79. «—»: 25. Сумму ответов умножить на три.

7. Застревание/застревающий тип. «+»: 2, 10, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. «—»: 12, 46, 59.Сумму ответов умножить на два.

8. Демонстративность / демонстративный тип. «+»: 7, 15, 19, 29, 41, 43, 63, 66, 73, 85, 88. «—»: 51. Сумму ответов умножить на два.

9. Циклотимность / циклотимный тип. «+»: 6, 18, 28, 40. 50, 62, 72, 84. Сумму ответов умножить на три.

10. Экзальтированность / аффективно-экзальтированный тип. «+»: 22, 32, 54, 76. Сумму ответов умножить на шесть.

 

Перейти к обсуждению работы


Источник: http://www.scienceforum.ru/2014/760/2582


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Статья 264 НК РФ с Комментарием 2017: последние изменения и Зарядное устройство для батареек самодельное

Поэтапная инстанция Глава 9. Порядок оформления и заключения договоров
Поэтапная инстанция Cached
Поэтапная инстанция M - онлайн радио, онлайн ТВ, фоторепортажи
Поэтапная инстанция Более 25 лучших идей на тему «Вязаные куклы» на Pinterest
Поэтапная инстанция ВАКАНСИУТБОЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ Индустрия футбола, любительский
Поэтапная инстанция Выкройка для куклы тильда в натуральную величину и видео мастер классы
Поэтапная инстанция Вышивка крестом Цветочные композиции Купить
Поэтапная инстанция Вяжем женское болеро, жилет, безрукавка спицами Записи в рубрике Вяжем
Вяжем шарф с капюшоном спицами: видео МК Вязание спицами для детей (от 0 до года, до 3 лет и) Вязанная юбка - вяжем легко и быстро Детский берет спицами «Весенний цветок видео Как самостоятельно выставить распредвал Пособие автомобилиста Корзины. Сайт про лозоплетение( плетение из лозы) Повязка канзаши для самых маленьких малышей Мастер -класс с фото